Какого календаря вам нужно?
Feb. 6th, 2010 02:31 pmВсегда существует проблема, решение которой предполагает нетривиальный подход. В поисках «озарения» мы прибегаем к традиционным (и потому разрешенным) или менее традиционным (и потому запрещенным) средствам стимуляции мозговой активности. И хотя мотивы пьянства нам предельно ясны (а по мере отмирания нервных клеток все яснее) не каждому их можно поведать. Человеку равнодушному к нашим проблемам нужны веские причины такого, с позволения сказать, «членовредительства» (ведь иначе как предположением, что мыслительную деятельность со времен возьмет на себя другой орган это объяснить нельзя). Мы тычем пальцем в календарь и провозглашаем «День зятя из Бразилии», а после «наведения резкости» уточняем «День взятия Бастилии», что по сути одно и то же.
Кстати, днем рождения гранёного стакана считается 11 сентября. Именно в этот день, в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан.
Значение календаря не оставляло равнодушными и революционер. Когда в 1789 году во Франции к власти пришли революционно настроенные политики они помимо изменений в органах власти, законах, образе жизни, праздниках решили поменять и календарь. Такая мера вызывалась не только стремлением создать новую систему измерения времени, но и отметить начало новой эпохи в жизни Франции.
Французская эра отсчитывается с основания Республики, которое имело место 22 сентября 1792 года (по обычному календарю в день полного осеннего равноденствия, когда солнце вошло в созвездие Весов в девять часов восемнадцать минут тридцать секунд утра по парижскому времени).
Новый год начинался не 1 января, а в день осеннего равноденствия; определялся каждый раз не календарной датой, а точными астрономическими расчетами и приходился то на 22, то на 23, то на 24 сентября. День «1 января» в соответствии с новым календарем приходился на месяц «Нивоз», то есть – снежный (с 21/23 декабря по 19/21 января) и был взят под особый контроль. Строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах даже вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались. Год, как и прежде, делился на 12 месяцев. Но все они были одинаковы по продолжительности – ровно по 30 дней в каждом. Всего в году оказалось 360 дней. Но конвент ввел 5 (а в високосном году – 6) добавочных дней, специально предназначенных для народных празднований.
В дореволюционной России летоисчисление осуществлялось на основе юлианского календаря, принятого ещё при Юлии Цезаре в 45 г. до н. э. и действовавшего во всех христианских странах до октября 1582 г., когда в Европе начался переход на григорианский календарь. Последний оказался более привлекательным с астрономической точки зрения, так как его расхождение с тропическим годом в одни сутки накапливается не за 128 лет, как в юлианском, а за 3200 лет.
24 января (6 февраля) 1918 г. Совет народных комиссаров «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Закон вступил в силу не сразу. Разницу в 13 дней решено было наверстать сразу после 31 января. Таким образом, 1918 год оказался без 1-13 февраля. День, в котором принимался декрет об изменениях в календаре – исчез…!